Вторник, 19.03.2024, 12:23
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

МДОБУ Детский сад № 9

Меню сайта
Выбирай парк
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рекомендации по использованию и проведению «песочной терапии».

Рекомендации по использованию и проведению «песочной терапии».

 

                                       Подготовила: Панасюк Виктория Сергеевна учитель-логопед,  детский сад «Ромашка».

                                                                                                                                                                                                                                                            с. Покровка 2014 год.

Правила поведения в песочнице

Правила поведения в песочнице

(старшая группа)

«Песочная Фея загрустила, потому что ее подружки песчинки потерялись и не смогли

вернуться домой в песочницу. Песочная Фея просит тебя:

1. Береги песчинки – не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался –

покажи взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя

выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей.

Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. Песочная Фея любит, когда у детей чистые ручки и носы. Поиграл с песком – помой

ручки и покажи чистые ладошки зеркалу».

Правила поведения в песочнице.

(подготовительная группа)

1. Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.

2. Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.

3. После игры надо помочь Песочной фее (хозяйка песочницы, Королева песочного мира,

гномам, черепахе Тартиле и т.п.) убрать все игрушки на свои места.

4. После игры в песке надо помыть руки.

Общие условия организации песочной терапии

1. Для начала вам понадобится водонепроницаемый деревянный ящик. Если Вы будете заниматься с детьми в малой группе (3-4 человека) или индивидуально, его размер - 5Ох7Ох8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. Песочные терапевты “любовно” называют ящик с песком “подносом” - по бокам он может быть снабжен ручками для удобства транспортировки. Лучше, если поднос будет именно деревянным, это облегчит перенос песочного опыта в реальную деятельность. Однако, не беда, если Ваш ящик будет из другого материала.

Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера.

Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта - небо.

2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже прокаливают в духовом шкафу). Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким.

Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным.

Таким образом, песок задает символическую “линию горизонта”.

3. “Коллекция” миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 сантиметров. В набор игрушек могут войти:

- человеческие персонажи

- здания: дома, школы, церкви, замки

- животные: домашние, дикие, доисторические, морские, и пр.

- машины: сухопутные, водные, космические, боевые

- растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.

- постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота

- естественные предметы: ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.

- символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.

- сказочные герои: злые и добрые

- религиозные предметы и сувениры

- живая зелень и пр.

- домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др.

- пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)

       Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в Вашей “коллекции”. Сбор оборудования для игр не будет для Вас обременительным, так как сегодня каждый ребенок поможет Вам в этом (фигурками из “Киндера-сюрприза”, деталями конструкторов и пр.). Если для занятий не хватит каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

       Теперь, у Вас есть все, чтобы отправиться вместе с ребенком в увлекательное путешествие по Стране Песочных Игр.

Условия организации занятий с мокрым песком

1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.

2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.

3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием

температуру воды можно постепенно снижать, чтобы одновременно происходило

дополнительное закаливание детей.

4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

 

Знакомство с видами игр, структурой упражнений

Использование пескотерапии в работе логопеда.

Примеры некоторых упражнений.

«Чувствительные ладошки» (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевна)

- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.

- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).

- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

-Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

-Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

-Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

-Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.

-«Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

-Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

-Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

-Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

-Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.

-Выложить фишками геометрическую фигуру.

-Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.

-Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

-Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").

-Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

-Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д..

-Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

-Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

-При изучении темы "Ударение" обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке "Волшебную палочку", он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.

-Тема "Деление слов на слоги" осваивается с помощью игры "Построй ступеньки". На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами – трехсложные.

-Игра "Мой город". Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

-«Чей это след?» На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни. от обуви или колёс игрушечной машинки. Пусть малыш, попробует отгадать, где чей отпечаток?

-Песочная аппликация. Клеем нанесите на картон рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.

«Археология». Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.

«Дорожки из песка». Покажите ребёнку. как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).

-Закапывать и откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры – так ребёнку будет проще их запомнить.

Игра «Назови звук» (Н.В.Дурова) Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.

Игра «Найди друга» (Н.В.Дурова) Педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям.

- Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка).

- Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. - кит - [к'] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к'] – братцы.

-Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.)

Упражнение «Песочный дождик» (Н.Кузуб) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.

Игра «Кто это был?» (Р.Г.Голубева) Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.

Игра «Какой звук лишний?»

- А сейчас животные поиграют в игру «Кто лишний?». Давайте вспомним, какие звуки издают животные? (Дети повторяют звуки.)

- А теперь я буду называть звуки (смотри игру «Кто это был?»), а те животные, звуки которых я не назову, должны будут спрятаться в песок:

- р, л, д, ж, с, т, к, м, ш (ф)

- д, в, р, с, ш, н, ж, л, х (м)

- ч, т, л, д, ш, в, ж, к (р)

- з, ш, к, п, л, д, б, с, в (ж).

Игра «Эхо». Педагог произносит слоги, а дети повторяют их по очереди, при этом за каждое правильно выполненное повторение ребёнку предлагается взять любую игрушку для последующей игры в песке.

- та-ка-па

- па-ка-та

- ка-на-па

- га-ба-да  

- па-ба-па

- по-бо-по

- пу-бу-пу

- пы-бы-пы

- та-да-та 

С выбранными игрушками дети играют в песочные прятки: один ребёнок закрывает глаза, а остальные прячут его игрушки в песок.

Игра «Какой отличается?» (Р.Г.Голубева) Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.

Упражнение "Песочный ветер" (дыхательное). Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, "задувая его в песок", можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

-При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

Упражнение "Необыкновенные следы":

-"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

-"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

-"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

-"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

Закончить игры с песком можно тоже стихами:

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!

Использование песочной терапии дает положительные результаты:

- у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

- обучающиеся чувствуют себя более успешными;

- на занятиях нет места монотонности и скуке.

Стиль поведения взрослого и ребёнка во время занятий

Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком? Для специалиста действуют три правила.

 

Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоединения.

Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.

Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.

Организация игрового процесса

Пять шагов организации игрового процесса

Первый шаг - демонстрация песочницы

Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите, наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии».

Второй шаг - демонстрация коллекции фигурок

Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки»

Третий шаг - знакомство с правилами игр на песке

Очень часто педагоги задают такие вопросы. «Как научить детей бережному отношению к песку? Как запретить кидать песок в глаза товарищам? Как объяснить, что рушить созданное другими нельзя?» Действительно, игры с песком выдвигают значительное число ограничений, запретов. Чтобы избежать нравоучений, мы рекомендуем познакомить детей с правилами в контексте некоего ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила проживаются и проигрываются

Четвертый шаг - формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия

Этот шаг осуществляет сказочный герой (Песочный Человечек, Фея, черепаха Тортила и др). Он задает тему занятия, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки. Иными словами, весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ, «коронует» и подбадривает каждого из ребят

Пятый шаг - завершение занятия, ритуал выхода

Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности

 

Моделирование игр – сказок на песке 

Этапы игры

Средства

Стиль поведения взрослого

1. Введение в игровую среду

Установка на внимательное слушание и активное участие (присказки, потешки, обещание необыкновенных приключений и испытаний)

Доверительный стиль общения, внимательное отношение к каждому ребёнку, диалог с каждым, сниженный тон голоса, суггестивный характер высказываний

2. Знакомство с игрой и ее героями

Прослушивание начала сказки. Истории и строительство в песочнице игрового пространства (сказочной страны, замков, дворцов, морей, рек, леса), что требует по сюжету игры, заселение его различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и пр.)

Позиция «отстраненного рассказа», доброжелательного и мягкого помощника, исследователя создаваемого пространства

3. Моделирование конфликта, трудностей

Детям зачитывается продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир (появляются силы зла, разрушения: драконы, чудовища, ураган и пр.)

Создание ситуаций, в которой ребенок действует самостоятельно, может переносить и отыгрывать в игре с песком негативные эмоции, при этом взрослый может выступать разрушителем, используя фигурки и куклы

4. Выбор помощи

Обращение ребенка за помощью: Что будет с жителями страны? Что же делать? Сможешь ли ты помочь? Только ты, с таким добрым сердцем, сможешь помочь жителям этой страны

Взрослый – заинтересованное лицо, изучающее ситуацию, ищет выход вместе с ребенком. Взрослый убеждает, подбадривает, вселяет веру в ребенка, указывать на потенциальные возможности ребенка

5. Борьба и победа

Дети отыгрывают ситуацию борьбы со злом. Здесь – они мудрецы и рыцари, феи и волшебники. Каждый выступает под маской наиболее близкого ему персонажа. Далее происходит восстановление, реконструкция, преобразование песочной страны. Именно сейчас дети выступают творцами: восстанавливают мир в соответствии со своими желаниями и приобретенными знаниями и навыками. Строят так, чтобы в новой стране всем было удобно. Усиливается успешный опыт, детям благодарны все сказочные существа

Он поддерживает, подбадривает, высказывает свою заинтересованность, выражает уверенность в том, что у ребенка все получится, искренне восхищается ребенком, благодарит его за выдумку, доброту

6. Утверждение победы.

Спонтанное продолжение игры, когда происходит празднование победы

Взрослый спрашивает об эмоциональном состоянии детей, мыслях и чувствах, которые возникали в процессе игры, понравилось ли им, что они будут делать, если вдруг опять попадут в похожую ситуацию и пр.

7. Перспектива дальнейших приключений.

Рассказ о последующих играх, приключениях

Взрослый пытается заинтриговать ребёнка

 

МДОБУ  Детский сад №9 « Ромашка»

Выступление на районной конференции среди дошкольных учреждений

Использование «песочной терапии» в дошкольном  учреждении в работе учителя- логопеда.

                                                                                Выступление подготовила:

                                                              Панасюк Виктория Сергеевна

учитель – логопед,

детский сад «Ромашка».

 «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»

К.Д.Ушинский.

Наверное, нет такого человека, который бы в детстве не играл в песок. Не лепил в песочнице куличики, на берегу водоёма не возводил замки, дорог, каналы, подземные ходы. А мы с подружками во дворе строили целые квартиры для маленьких куколок. Благо песка кругом было много. Мы могли заниматься этим часами. Знали, что постройки недолговечны,и всё равно строили. А недавно я узнала, что существует такой психотерапевтический метод - юнгианская песочная терапия. Во Владивостоке в июле месяце 2013года проходил семинар, на котором  я обучилась и получила сертификат на право работы по этому методу и более подробно узнала у ведущих специалистов из Санкт-Петербурга:к. п. н., доцента Санкт- Петербургского государственного университета, психотерапевта, президента Российской Ассоциации юнгианской песочной терапии Евгении Германовны Трошихиной и психотерапевта вице-президента Сергея Мингардовича Зелинского.

Метод назван по имени известнейшего швейцарского психоаналитика Карла Густава Юнга. Он полагал, что наше бессознательное говорит с нами на языке символов, стремясь показать возможности самоисцеления, внутреннего роста и развития. Основываясь на этой теории, его ученица аналитик Дора Калф в пятидесятых годах создала « песочную терапию», назвав её «Sandplay», которые современные психоаналитики, психотерапевты и консультанты используют в работе как с детьми, так и со взрослыми.

А ученица Доры Калф Джун Аттертон профессор директор ирландского Института Юнгианской песочной терапии каждый год приезжает в Россию для проведения обучающих семинаров. Она считает, что у нас есть большие возможности для применения этого метода. У неё учились и ведущие тренинга, только им (плюс ещё троим специалистам) она дала право преподавать в России.

Песочная терапия – это обманчиво простая техника, использующая один или два деревянных ящика, размеры которых стандартизированы, и соответствуют охвату поля зрения человека. Ящики наполнены  сухим и мокрым песком. На полках размещено множество символического и архетипического материла, фигурки животных, людей, разных персонажей, предметы и символы цивилизации и природы и многое другое.

Клиент выбирает фигурки, чтобы расположить их на песке, или создать картину. Выбирается всё то, что нравится или пугает, как бы «просится» быть взятым или отталкивает. Здесь нет давления того, каких и как много следует брать фигурок, и как их использовать.Это создаёт возможность уникального доступа и для клиента и для терапевта в исследование сознательного и бессознательного мира создателя песочной картины. И даже если увиденная правда ужасна, или миф трагичен,- сама работа в подносе приносит облегчение и примирение. Иногда лучшей терапией является просто позволить невидимому стать видимым.

Проходя по участкам в детском саду, каждый будь-то родитель, воспитатель, дедушка или бабушка, видят, как их чадо играет в песочнице. И глядя на это можно услышать: “Ах, ты опять грязный ?”, а другие скажут: “Как красиво получилось!”. И наверное каждый вспоминает своё детство. Дети, как и мы же когда-то варят “кашки – малашки”, мальчишки строят туннели, гаражи, замки. Малыши делают куличики. И ни каждый родитель знает, что использовать песок можно и в обучении, в развитии их чада, игры с песком более целенаправленные и их считают началом конструирования. А самое главное песок дает дополнительный акцент на развитие тактильного ощущения, развитие мелкой моторики рук.

В ходе модернизации системы дошкольного образования сложились принципиально новые условия для развития и обучения детей с нарушением речи.

Уточняется базовое содержание дошкольного образования, внедряются вариативные программы воспитания и обучения детей, активно разрабатываются региональные компоненты дошкольных образовательных программ.

Учителя-логопеды детских садов также не остаются в стороне от процессов творческой разработки современного содержания дошкольной логопедии.

Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности. Интенсивное изменение окружающего мира диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные методы, способствующие решению проблемы нарушения речи. Одним из таких методов я считаю,  является метод “Песочной терапии”.

 В детский сад я пришла работать в  Феврале 2013 года и сразу столкнулась с рядом проблем, которые есть у детей.

На момент обследования состояния звукопроизношения детей в старшей группе, было выявлено 15детей с различными нарушениями речи. В течении полугода плановая работа проводилась на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях по звукопроизношению.по развитию связной речи, по развитию лексико-грамматической стороны речи. Закрепление полученных  на занятиях знаний происходило  при выполнении домашних заданий. К концу учебного года, так как мы начали заниматься с марта месяца, дети научились основам звукобуквенного анализа ( выделению звука в начале слова) , научились разделять слово на слоги и произносить их, определять на слух звуки в словах. На каждом занятии проводятся артикуляционные упражнения для язычка, игры на развитие мелкой моторики рук, упражнения на развитие правильного дыхания и темпо-ритмической стороны речи.

Но есть дети, у которых не так всё хорошо получается, у которых плохо развита мелкая моторика рук, у которых нарушены психологические аспекты.  

Изучив методическую литературу по песочной терапии (авторов Грабенко Т.М., Зинкевич–Евстигнеевой, Т.Д, Новиковской О. А. Епанчинцевой О.Ю.)  и её положительное влияние на детей с проблемами в развитии, я решила проводить  игры с песком в качестве дополнительного методического приёма.

Игры с песком – одно из самых любимых и естественных развлечений детей. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, парапсихологи утверждают, что он поглощает “негативную” психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Сегодня многие дошкольные учреждения имеют ванночки с песком, но как их оптимально использовать мало кто знает. Тематика и содержание занятий могут быть разнообразны, в зависимости от доминирующий задачи занятия. Занятие может быть как индивидуальным, так и подгрупповым. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания. Часто дошколята затрудняются это сделать в силу недостаточного развития вербального аппарата. Именно песок дает дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Если перенести традиционное обучение и развивающее задание в песочницу, то получим дополнительный эффект. С одной стороны, ребенок с удовольствием посещает занятие, потому что он играет. С другой стороны, у него нет страха на ошибку, так как на песке быстро можно исправить их.

Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самоосознавания и развивает самооценку, учится работать в коллективе.

Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны, игра дает им богатые кинестетические ощущения.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.

Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:

1.  Обучающие игры, такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, развиваем восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, работаем над дыханием, развиваем внимание и память, развиваем фонематический слух. Главное идет обучение письму и чтению.

2.  Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.

3.  Проективные игры, с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.

 Ничего трудного для этих игр нет. В магазинах продают огромное количество игрушек - это и животные, различные дома и замки, растения, рыбы, машинки... Таким образом, все наши лексические темы мы можем обыгрывать на песке, тем самым дети быстрее запоминают, что где растет, кто где живет... Было бы только желание использовать песочную терапию в логопедической практике.

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz