МДОБУ № 9 д/с общеразвивающего вида « Ромашка» Октябрьского района
Тема: « Взаимодействие детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДОУ»
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
(Е.А. Мухачёва)
Для высокой результативности воспитательно - педагогического процесса в дошкольном учреждении большое значение имеет взаимодействие с семьями воспитанников.
Устанавливая взаимоотношения с семьей, наше дошкольное образовательное учреждение создает условия для полноценного процесса воспитания ребенка-дошкольника. Мы считаем, если семья будет принимать непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребенка, с помощью дошкольного учреждения, то он будет развит социально и как личность.
Основной целью всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей, педагогический коллектив ставит – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Весь коллектив нашего дошкольного учреждения стараются установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Однако из проведенного анкетирования, индивидуальных бесед с родителями мы сделали вывод, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и поэтому испытывают трудности в целенаправленном и систематическом развитии ребенка.
При анализе анкет мы выделили три группы родителей:
Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – наблюдатели.
И поэтому наш педагогический коллектив , определил содержания и формы педагогического просвещения, чтобы родителей – наблюдателей было меньше.
Перед коллективом встала задача – заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.
Планируя ту или иную форму работы с семьями воспитанников, мы исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учетом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность( взаимодействие). Педагоги коллектива используют разнообразные современные формы работы с родителями:
1. Информационно – аналитические мероприятия:
-создан образовательный сайт ДОУ, где размещена информация об учреждении о группах, отчеты о проделанной работе. У каждого педагога есть своя страничка, где он выкладывает информацию о проделанной работе с детьми, консультации , памятки для родителей.
2. Наглядно-информационные мероприятия: (наглядно-ознакомительные и наглядно-просветительные)
- В дошкольном учреждении создан и действует родительский клуб «Вдохновение». Целью создания этого клуба, является, повышение духовно нравственного развития педагогов и детей , а также и родителей. В деле духовно нравственного воспитания большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современный семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. На посиделках в клубе, мы вместе с родителями и детьми вспоминаем наши традиции, обычаи, народные игры. В заключении каждый участник получает подарок на память , сделанный детьми детского сада.
-В центральном коридоре расположены информационные стенды, из которых родители могут узнать: информацию о выше стоящих образовательных организациях, контролирующих деятельность ДОУ, информацию о педагогическом составе, как можно зайти на образовательный сайте ДОУ, адрес электронной почты ДОУ; информацию об основных направлениях воспитательно- образовательной деятельности детского сада.
-Информационные стенды имеются и на каждой возрастной группе. Родители получают информацию следующего характера: режим дня данной возрастной группы, сетка НОД детей, программное обеспечение. В них отражаются важные события - праздники и развлечения, дни рождения детей, интересные занятия, продукты детского творчества, при необходимости эти стенды педагоги превращают в тематические: «Что такое безопасность?»; « Насилие над детьми»; « Осторожно на дорогах!»; « Атитеррор» и т.д. Также по каждой теме педагоги делают памятки , размещая их на сайте, на стенде для родителей.
3. Познавательные мероприятия:
-Проводятся родительские собрания, на которых педагоги знакомят родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Педагоги используют видеозаписи, презентации деятельности детей, фрагменты НОД , конкурсных выступлений. Вырос процент посещения собраний родителями.
- Востребована в детском саду в работе с родителями, такая форма, дискуссия, аукцион родительских идей. Обмен мнениями по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием. Это такие, как: «Развиваем речь ребенка», «Оздоровление в зимний период времени»;
-Очень интересно, увлекательно проходят выставки совместного творчества родителей, детей, педагогов. Это выставки рисунков «Дорога - это опасно! », «Огонь-друг, огонь-враг!» , «Новогодняя игрушка», « Светлая Пасха», выставки фотографий « Волшебница - осень», выставки поделок из природного материала и овощей, изготовленные руками взрослых и детей «Осенняя фантазия».
4. Досуговые мероприятия :
- Проводим совместные праздники, развлечения, досуги. Такие как «Встреча Нового года», где второй год подряд в качестве Деда Мороза, мы привлекаем родителей, «Масленица», « Пасха»,«Праздник посвященный дню матери», « «23 февраля», « 8 Марта».. « День сумашедших волос», « Мусорная мода».В этих формах наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, участвуют в играх, конкурсах вместе с детьми и педагогами, читают стихи, приносят свои угощения детям. Итог каждого мероприятия мы публикуем на свой образовательный сайт и в СМИ.
-Активно используем метод проектов, здесь родители подключаются к выполнению определенной части общего задания. В детском саду проходил проект «Комнатные растения». Родители совместно с детьми собирали информацию о растениях, их названиях. Вместе со своим ребенком, каждый родитель посадил цветок, и сейчас ребята ухаживают за ними в природном уголке. Этот метод способствовал сближению родителей, детей и педагогов.
Также в проекте « Да здравствуем , мыло душистое!» мы привлекали родителей в эксперементирование.
-Популярны в ДОУ совместно проведенные с родителями акции. Акции проводим разного характера: благотворительные, экологические, оздоровительные, познавательные.
- В ходе акции «Дари добро» педагоги, родители и дети помогли малоимущим ребятам.
- В ходе акции «Чистая лопатка» родители получили возможность оказать помощь в строительстве зимнего городка, общение друг с другом, увидеть своего ребенка в общении со сверстниками.
- Плодотворно, интересно прошла акция «Озелени участок! ». Родители, дети получили большое удовольствие от работы друг с другом. Родители совместно с детьми, педагогами работали на участках.
Такая форма работы, как акция завоевала успех, родители охотно стали откликаться на разные проблемы не только группы, но и учреждения. Так с помощью родителей были вставлены 7 межкомнатных дверей в учреждении и положена в 4 помещениях кафельная плитка на пол., что способствовало замечанию пожарного надзора. С помощью родителей постоянно обновляются костюмы для праздников и мероприятий в детском саду, не только для взрослых, но и для детей.
Акция «Чистое село, чистый - детский сад»- ее название объясняется тем, что наряду с задачами, которые решаются в ходе широко известных рекламных акций, родителям как участникам предоставляется возможность показать личный пример ребенку положительного отношения к природе.
С большим удовольствием родители помогают разнообразить предметно – развивающую среду.
Так, в группе общеразвивающей направленности от 1,5 до 3 лет, Вшивцева О.Л. сделала многофунционнальное панно по сказке «Теремок». С его помощью дети с удовольствием драматизируют сказку, подражая героям.
При помощи активных родителей мы проводим обследования жилищных условий, выявляя семьи которые нуждаются в помощи.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую -нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Мы всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.
Планируя работу на 2019 – 2020 учебный год, мы планируем в работе с родителями создать:
1. Родительский клуб «Хочу все знать». Целью встреч в родительском клубе будет обмен мнениями по тому или иному вопросу, особенностью будет активное участие и педагога и родителей. В результате непринужденного общения родители получают новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Планируем вовлекать детей в заседания клуба, включаем практическую часть или мастер- класс. В заключении каждый родитель получает памятку по теме. Это форма взаимодействия будет способствовать повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и дошкольного учреждения к воспитанию детей.
2. «Почта доверия». Это одна из форм взаимодействия с родителями. Родители в письменной форме, могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам , заведующему , заместителю заведующего. Заданные вопросы будут освещаться на родительских собраниях или даваться письменно. Такая форма работы, мы думаем, позволит родителям делиться своими мыслями с воспитателем, и эффективна, не каждый родитель может при личном контакте раскрыться воспитателю.
3. По просьбам самых активных пап , также планируем создать клуб : « Клуб для пап». В этом клубе папы будут с детьми заниматься творчеством, вести активную просветительскую работу с детьми на разнообразные темы.
Семья и детский сад два воспитательных компонента , каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями.
Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Зам.заведующего И.А.Шульга