К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование у них связной монологической речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обоснованы недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического), недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи.
На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка ей возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.
Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает сказки. Глубокая человечность, предельно точная
моральная направленность, юмор, образность языка – особенность сказок.
К.Д.Ушинский пишет: «Родное слово…объясняет ребёнку природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живёт, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик…» [27].
Основоположник российской этнопедагогики Г.Н.Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребёнка, пишет, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству ещё очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет ещё более могучим. В этом – бессмертие человечества. В этом – вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу. [5].
Сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребёнка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребёнок впитывает укоренённую в венках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья. В.Г.Белинский видел в сказке глубочайшее воспитательное средство: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребёнка и вне его находящимся миром действительности [1].
Народная сказка в системе воспитания решает следующие задачи:
- Донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей.
- Воспитание любви кот всем людям и природе.
- Расширение кругозора и представления о мире.
- Закладывание нравственных основ и начал.
- Развитие связной речи.
Использование сказки в системе логопедических занятий:
- Коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка на занятии.
- Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
- Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения. Восприятия, выразительности.
- Развитие диалогической и монологической речи.
- Эффективность игровой мотивации детской речи.
- Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
- Сотрудничество детей с логопедом и друг с другом.
- Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка.
- Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору.
Формирование нравственно-этического словаря детей на основе изучения народных и авторских сказок.
Существительные: великан, восход, весна, встреча, голова, гордость, день, добро, добродетель, доверие, достоинство, друг, дружба, жар, жара, зима, знание, истина, красавец, ласка, мир, мороз, награда, надежда, нищета, нужда, одобрение, отечество, полдень, похвала, почёт, правда, радость, горе, грусть, огорчение, скорбь, рассвет, свет, свобода, скромность, слава, смелость, смех, счастье, труд, труженица, успех, утро, карлик, осень, закат, разлука, расставание, смирение, ночь, зло, порок, недоверие, недостаток, враг, вражда, холод, стужа, лето, невежество, заблуждение, урод, строгость, грубость, война, ссора, наказание, безнадёжность, отчаяние, разочарование, роскошь, достаток, осуждение, чужбина, презрение, ложь, обман, неволя, рабство, угнетение, тщеславие, позор, трусость, робость, плач, безделье, лень, лодырь, неудача, счастье.
Прилагательные: вежливый, виноватый, высокий, горячий, скромный, дорогой, живой, здоровый, искренний, лёгкий, любимый, молодой, мудрый, настоящий, огромный, полезный, положительный, примерный, прилежный, румяный, сильный, смелый, солнечный, сытый, толстый, хитрый, хороший, честный, чистый, щедрый, юный, ясный, грубый, правый, низкий, холодный, дешёвый, мёртвый, больной, лицемерный, безобразный, трудный, ненавистный, старый, глупый, фальшивый, крохотный, маленький, вредный, отрицательный, ленивый, бедный, слабый, трусливый, робкий, голодный, тонкий, простодушный, плохой, скупой, грязный, бесчестный, счастливый.
Глаголы: брать, веселиться, возвышать, возникать, впускать, встречать, входить, жить, забывать, запрещать, кричать, медлить, спешить, радовать, уважать, хвалить, хохотать, грустить, тосковать, печалиться, унижать, скучать, исчезать, выпускать, ложиться, провожать, расходиться, выходить, молчать, спешить, стыдиться, огорчать, печалить, презирать, бранить, плакать.
Наречия: быстро, вместе, вперёд, много, можно, нежно, поздно, громко, густо, дорого, легко, тепло, умно, ясно, медленно, отдельно, врозь, порознь, назад, тихо, редко, трудно, мало, грубо, рано, холодно, глупо, темно.
Структура занятий.
- Организационный момент – отгадывание загадок об изучаемой сказке.
- Пальчиковая гимнастика.
- Знакомство со сказкой – чтение, просмотр мультипликационных фильмов.
- Игра «Один-много» - практическое употребление в речи единственного и множественного числа существительных.
- Игра «Назови ласково» - образование уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Игра «Сосчитай» - употребление в речи согласования числительных с существительными.
- Игра «Слова - наоборот» - подбор антонимов.
- Игра «Слова – друзья» - подбор синонимов.
- Развитие общей моторики – театр зверей, развитие мимики, пантомимики, подвижные игры с использованием фольклора и сюжетов сказок.
- Игра «Слова – родственники» - подбор родственных слов.
- Развитие связной речи – пересказ по вопросам, подсказка слова или фразы, совместный пересказ ребенка и логопеда, отражённый пересказ, пересказ по частям, пересказ по сюжетным картинкам, игра-драматизация, инсценировка сказок.
- Развитие мышления – отгадывание загадок, игра «Что лишнее?».
- Знакомство с пословицами – объяснение значений пословиц.
- Итог занятия – логопед вместе с детьми делает вывод по сказке.
Параметры результативности.
- Лексико-грамматическая сторона речи:
- Нравственно-этический словарь.
- Словарь антонимов.
- Словарь синонимов.
- Родственные слова.
- Развитие связной речи.
- Изложение последовательности событий в сказке.
- Пересказ по сюжетным картинкам.
- Умение анализировать поступки героев.
- Эмоциональная окраска звучания сказки (выразительность речи).
- Эмоциональное развитие детей.
- Умение сопереживать героям сказки.
- Умение передать эмоциональное состояние героя сказки.
- Развитие мимики, пантомимики, общей моторики.
- Белинский В.Г. О детской литературе / В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов. – М., 1954.
- Волков Г.Н. Этнопедагогика М., изд.центр «Академия», 1999.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.1. – М., 1974.
- Филичёва Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б.Филичёва, Г.В.Чиркина М., Айрис-пресс, 2004.
- Лопухина И. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей.-СПб.:Дельта, 1997
- А.А.Гуськова, автор-составитель, Развитие монологической речи детей 6-7 лет. Волгоград, изд. «Учитель» 2012.