Пятница, 26.04.2024, 20:07
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

МДОБУ Детский сад № 9

Меню сайта
Выбирай парк
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Развитие монологической речи детей 6 – 7 лет.

 К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование у них связной монологической речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обоснованы недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического), недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи.

     На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка ей возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

     Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает сказки. Глубокая человечность, предельно точная

 моральная направленность, юмор, образность языка – особенность сказок.

     К.Д.Ушинский пишет: «Родное слово…объясняет ребёнку природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живёт, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик…» [27].

     Основоположник российской этнопедагогики Г.Н.Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребёнка, пишет, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству ещё очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет ещё более могучим. В этом – бессмертие человечества. В этом – вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу.  [5].

     Сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребёнка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребёнок впитывает укоренённую в венках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья. В.Г.Белинский видел в сказке глубочайшее воспитательное средство: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребёнка и вне его находящимся миром действительности [1].

     Народная сказка в системе воспитания  решает следующие задачи:

  • Донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей.
  • Воспитание любви кот всем людям и природе.
  • Расширение кругозора и представления о мире.
  • Закладывание нравственных основ и начал.
  • Развитие связной речи.

Использование сказки в системе  логопедических занятий:

  • Коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка на занятии.
  • Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
  • Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения. Восприятия, выразительности.
  • Развитие диалогической и монологической речи.
  • Эффективность игровой мотивации детской речи.
  • Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
  • Сотрудничество детей с логопедом и друг с другом.
  • Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка.
  • Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору.

     Формирование нравственно-этического словаря детей на основе изучения народных и авторских сказок.

     Существительные: великан, восход, весна, встреча, голова, гордость, день, добро, добродетель, доверие, достоинство, друг, дружба, жар, жара, зима, знание, истина, красавец, ласка, мир, мороз, награда, надежда, нищета, нужда, одобрение, отечество, полдень, похвала, почёт, правда, радость, горе, грусть, огорчение, скорбь, рассвет, свет, свобода, скромность, слава, смелость, смех, счастье, труд, труженица, успех, утро, карлик, осень, закат, разлука, расставание, смирение, ночь, зло, порок, недоверие, недостаток, враг, вражда, холод, стужа, лето, невежество, заблуждение, урод, строгость, грубость, война, ссора, наказание, безнадёжность, отчаяние, разочарование, роскошь, достаток, осуждение, чужбина, презрение, ложь, обман, неволя, рабство, угнетение, тщеславие, позор, трусость, робость, плач, безделье, лень, лодырь, неудача, счастье.

     Прилагательные: вежливый, виноватый, высокий, горячий, скромный, дорогой, живой, здоровый, искренний, лёгкий, любимый, молодой, мудрый, настоящий, огромный, полезный, положительный, примерный, прилежный, румяный, сильный, смелый, солнечный, сытый, толстый, хитрый, хороший, честный, чистый, щедрый, юный, ясный, грубый, правый, низкий, холодный, дешёвый, мёртвый, больной, лицемерный, безобразный, трудный, ненавистный, старый, глупый, фальшивый, крохотный, маленький, вредный, отрицательный, ленивый, бедный, слабый, трусливый, робкий, голодный, тонкий, простодушный, плохой, скупой, грязный, бесчестный, счастливый.

     Глаголы: брать, веселиться, возвышать, возникать, впускать, встречать, входить, жить, забывать, запрещать, кричать, медлить, спешить, радовать, уважать, хвалить, хохотать, грустить, тосковать, печалиться, унижать, скучать, исчезать, выпускать, ложиться, провожать, расходиться, выходить, молчать, спешить, стыдиться, огорчать, печалить, презирать, бранить, плакать.

     Наречия: быстро, вместе, вперёд, много, можно, нежно, поздно, громко, густо, дорого, легко, тепло, умно, ясно, медленно, отдельно, врозь, порознь, назад, тихо, редко, трудно, мало, грубо, рано, холодно, глупо, темно.

     Структура занятий.

  1. Организационный момент – отгадывание загадок об изучаемой сказке.
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Знакомство со сказкой – чтение, просмотр мультипликационных фильмов.
  4. Игра «Один-много» - практическое употребление в речи единственного и множественного числа существительных.
  5. Игра «Назови ласково» - образование уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  6. Игра «Сосчитай» - употребление в речи согласования числительных с существительными.
  7. Игра «Слова - наоборот» - подбор антонимов.
  8. Игра «Слова – друзья» - подбор синонимов.
  9. Развитие общей моторики – театр зверей, развитие мимики, пантомимики, подвижные игры с использованием фольклора и сюжетов сказок.
  10. Игра «Слова – родственники» - подбор родственных слов.
  11. Развитие связной речи – пересказ по вопросам, подсказка слова или фразы, совместный пересказ ребенка и логопеда, отражённый пересказ, пересказ по частям, пересказ по сюжетным картинкам, игра-драматизация, инсценировка сказок.
  12. Развитие мышления – отгадывание загадок, игра «Что лишнее?».
  13. Знакомство с пословицами – объяснение значений пословиц.
  14. Итог занятия – логопед вместе с детьми делает вывод по сказке.

Параметры результативности.

  1. Лексико-грамматическая сторона речи:
  • Нравственно-этический словарь.
  • Словарь антонимов.
  • Словарь синонимов.
  • Родственные слова.
  1. Развитие связной речи.
  • Изложение последовательности событий в сказке.
  • Пересказ по сюжетным картинкам.
  • Умение анализировать поступки героев.
  1. Эмоциональная окраска звучания сказки (выразительность речи).
  2. Эмоциональное развитие детей.
  • Умение сопереживать героям сказки.
  • Умение передать эмоциональное состояние героя сказки.
  • Развитие мимики, пантомимики, общей моторики.
  1. Белинский В.Г. О детской литературе / В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов. – М., 1954.
  2. Волков Г.Н. Этнопедагогика М., изд.центр «Академия», 1999.
  3. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.1. – М., 1974.
  4. Филичёва Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б.Филичёва, Г.В.Чиркина М., Айрис-пресс, 2004.
  5. Лопухина И. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей.-СПб.:Дельта, 1997
  6. А.А.Гуськова, автор-составитель, Развитие монологической речи детей 6-7 лет. Волгоград, изд. «Учитель» 2012.
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz