Рекомендации по профилактике жестокого обращения в отношении несовершеннолетних.
- Не стоит требовать от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого необходимо посмотреть, что нужно изменить в окружающей обстановке.
- Чтобы избежать агрессивного поведения и возникновения конфликтов, необходимо соразмерять собственные ожидания с возможностями ребенка.
- С детьми стоит разговаривать спокойно, необходимо описывать им свои чувства.
- Ни в коем случае нельзя прибегать к крику (крик всегда раздражает и пугает детей). Крик говорит о бессилии и невозможности справиться с ситуацией (и ребенок это прекрасно осознает).
- Нельзя унижать и обзывать ребенка.
- Стоит научиться слушать детей, интересоваться их чувствами.
- «Нет», значит «нет». Необходимо четко объяснить ребенку причину отказа и отстаивать свою позицию.
- Стоит научиться говорить «нет» твердо и спокойно. Без эмоций.
- Если ребенок пытается манипулировать, необходимо просто перестать с ним разговаривать, при этом оставаться спокойным.
- Самое главное – терпение! Именно в терпении заключается мудрость и проявляется любовь к ребенку.
Применение методов наказания за негативное поведение!
- Необходимо наказывать только в том случае, когда ребенок совершил поступок осознанно, намеренно, понимая, что этого делать нельзя.
- Наказание должно быть справедливым, своевременным и соизмеримым с поступком.
- Использование физических наказаний недопустимо!
- Наказания не должны быть частыми, становиться повседневностью, иначе, привыкнув, ребенок перестанет воспринимать их всерьез.
- Стоит порицать поступок, а не ребенка.
- Нельзя наказывать всех детей за проступок одного.
- Если есть сомнения в справедливости наказания, в таком случае не стоит наказывать ребенка!
- Наказывая ребенка, взрослые забывают о поощрении! А это гораздо эффективнее, чем наказание. Необходимо поощрять и хвалить ребенка каждый раз, когда он хорошо себя ведет.
Хвалить ребенка необходимо!
Важно хвалить ребенка не за его личность, а за конкретный поступок, иначе можно сформировать у него слишком большое самомнение.
Чрезмерная похвала воспитывает в ребенке истероидные черты характера в виде чрезмерной потребности в восторженном, восхищенном признании его личности.
Вредно хвалить ребенка:
- Часто, неискренне и без всякой необходимости;
- За то, что ему дается легко (способности от природы);
- Из жалости.
Применяя методы поощрения и наказания, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Здесь имеет значение все: особенности нервной системы, характер, темперамент, отношение к людям, к самому себе (самооценка, уровень притязательности), волевые качества, привязанности, интересы и многое другое.
Ведущим должен быть метод поощрения, вспомогательным – наказание!