Вторник, 19.03.2024, 11:54
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

МДОБУ Детский сад № 9

Меню сайта
Выбирай парк
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Проект

ПРОЕКТ

"Использование песочной терапии в работе учителя – логопеда с детьми, имеющими нарушения речи"

Проект разработала

Учитель-логопед Панасюк В.С.

2014г.

Введение

 

Просто сыграем, как делают дети,

Что “вне игры”, то для них - мишура,

Это сладчайшее дело на свете –

Общая наша игра!

 

       Наверное, нет такого человека, который бы в детстве не играл в песок. Не лепил в песочнице куличики, на берегу водоёма не возводил замки, дорог, каналы, подземные ходы. «Песочная терапия» корнями связана с символической игрой детей. Дети любят играть в песок. Летом мы часто наблюдаем, как они строят запруды у ручейков, песочные замки на пляже, а дети помладше лепят куличики в песочнице. В игре дети проживают свои чувства, разбираются во взаимоотношениях, фантазируют. В случае неудач, обид, встреч с сильными чувствами такая игра позволяет им восстановить равновесие в своей душе и разобраться в окружающем мире. Играя в свои игры, дети идут именно туда, куда они должны идти.

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии.

Игра с песком как методика консультирования была впервые описана в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. В специальном подносе, заполненном песком, дети создавали композиции, используя воду, а также понравившиеся им миниатюрные фигурки и предметы из коробок или полок. Полученные композиции дети часто называли « мой мир», и свою технику Ловенфельд назвала «Построение мира». В настоящее время игра с песком и композиции в песке используются многими направлениями психотерапии, в организационном консультировании и глубинной психотерапии, индивидуальной и групповой работе, при работе с детьми и взрослыми.

    Метод назван по имени известнейшего швейцарского психоаналитика Карла Густава Юнга. Он полагал, что наше бессознательное говорит с нами на языке символов, стремясь показать возможности самоисцеления, внутреннего роста и развития. Основываясь на этой теории, его ученица аналитик Дора Калфф в пятидесятых годах создала « песочную терапию», назвав её «Sandplay».

Скачать проект полностью.


Приложения к Проекту

Игры с песком.

Консультация для педагогов

Консультации для родителей:

Фотографии с занятий

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи «Посёлок будущего»

Консультации для родителей и педагогов:

 

 

Проект «Внедрение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений».

Панасюк В.С. учитель-логопед

Паспорт проекта

Тип проекта: информационно - практико – ориентировочный: дети собирают информацию и реализуют её через полную интеграцию образовательных областей: физкультурно-оздоровительного воспитания с художественной литературой, музыкальным воспитанием, физическим и речевым развитием фонематического слуха, самовоздействуя на весь организм в целом.

Основание для разработки проекта: внедрение инновационных методов с детьми коррекционной группы.

Проект проводится внутри детского сада с детьми, посещающими логопункт.

По продолжительности проект: долгосрочный: с 15.09.2014г. – 30.05.2015г.

Актуальность:

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности,.

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-Джок метода. Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом.

Цель: коррекция речевых нарушения у детей с помощью использования Су – Джок терапии, повышение иммунитета

Задачи:

Воздействие на биологически активные точки по системе Су –Джок.

Стимулирование речевых зон коры головного мозга.

Повышение уровеня компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.

Коррекция речи с движением.

Повышение иммунитета и оздоровление организма дошкольников

Формы взаимодействия педагогов с детьми:

Содержание работы срок ответственные

• Пальчиковая гимнастика

• Рассказывание сказок

• Заучивание стихов на автоматизацию нарушенного звука

• Совершенствование навыков пространственной ориентации

• Совершенствование лексико – грамматических категорий

• Совершенствование навыков употребления предлогов

• Звуковой анализ слов

Формы взаимодействия педагогов с родителями:

мероприятие срок ответственные

Анкетирование родителей

Консультация «Применение Су–Джок терапии при коррекции речевых нарушений»

Индивидуальные консультации по применению Су–Джок терапии в домашних условиях

Анкетирование родителей 15.09.2014г.

Ожидаемые результаты

Произойдет воздействие на биологически активные точки по системе Су –Джок.

Стимуляция речевых зон коры головного мозга.

Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.

Скорректируется речь с движением.

Следовательно, использование Су–Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап

мероприятие сроки ответственные

1. Изучение методики «Су–Джок»

2. Создание условий для внедрения метода «Су-Джок»:

• Подбор материала для внедрения данного метода.

• Приобретение шариков «Су–Джок» Сентябрь 2014г.

2. Основной этап

Автоматизация звуков

Дети катают массажные шарики между ладонями, проговаривая стихотворение на автоматизацию звука [c]: «На сосне сидит сова, говорит она слова.»

Пальчиковая гимнастика

 «Этот пальчик гриб нашёл (на большой палец, этот пальчик чистить стал (указательный, этот резал (средний, этот ел (безымянный, ну этот всё глядел (мизинец) ». (Поочередно надевая эластичное кольцо на каждый палец)

Совершенствование лексико-грамматических категорий.

Упражнение "Один-много".

Педагог катит шарик по столу ребёнку, называя предмет в единственном числе. Ребёнок, поймав ладонью массажёр, откатывает его назад, называя существительное во множественном числе.

Совершенствование навыков пространственной ориентации, развитие внимания, памяти.

Дети выполняют инструкцию взрослого: надеть колечко на мизинец правой (левой) руки и т. д.

Ребёнок закрывает глаза, взрослый одевает колечко на любой его палец. Ребёнок должен назвать, на какой палец одето колечко.

Пальчиковая игра «Черепаха»

(у детей в руках Су-Джок) .

Описание: упражнение выполняется сначала

на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают Су-Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су-Джок, перекладывая из руки в руку) .

Никого я не боюсь

(дети катают Су-Джок между ладоней)

Развитие цветовосприятия

Дидактическая игра «Разложи шарики по цвету»

Совершенствование лексико-грамматических категорий.

Упражнения "Назови ласково", "Скажи наоборот" (дети проговаривая слово прокатывают шарик между ладоней и передают соседу)

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

Упражнение выполняется сначала

на правой руке, затем на левой.

- Мальчик-пальчик,

Где ты был?

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

- С этим братцем в лес ходил,

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

-С этим братцем щи варил,

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

-С этим братцем кашу ел,

(надеваем кольцо Су- Джок на безымянный палец)

-С этим братцем песни пел

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец) .

Совершенствование навыков употребления предлогов.

По инструкции педагога ребёнок кладёт разноцветные шарики соответственно: в коробку, под коробку, около коробки. Затем наоборот - ребёнок должен описать действие взрослого.

Развитие цветовосприятия

Дидактическая игра «Сделай разноцветные шарики и назови их»

Пальчиковая игра «Ёжик»

Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают Су- Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи

(дети катают Су -Джок между ладонями)

Звуковой анализ слов.

Для характеристики звуков используются массажные шарики трёх цветов: красный, синий, зелёный. По заданию педагога ребёнок прокатывает между ладоней соответствующий обозначению звука шарик.

Автоматизация звука Ш/

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Сказка «Ёжик»

Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек

По ладошки бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(шарик между ладошками)

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.

(движения по пальцам)

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!

(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев) .

3. Завершающий этап

 Подведение итогов работы:

• Анкетирование родителей

• Сбор фотоматериалов

• Презентация

Результаты:

По истечении проекта у детей повысилась речевая активность- это проявилось в разучивании стихов, потешек, пальчиковой гимнастики, в рассказывании коротких сказок. Так же повысился интерес к дидактическим играм лексико – грамматического содержания. Отмечается улучшение координации речи с движением.

После применения самомассажа шариками Су – Джок прослеживается снижение заболеваемости у детей.

Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и плодотворно воздействует на весь организм в целом.

По данным анкеты родители положительно относятся к применению метода Су – Джок терапии в работе с детьми. Многие из родителей приобрели массажеры для использования этого метода в домашних условиях.

 

 

ПРОЕКТ "Биоэнергопластика как фундамент развития артикуляционного аппарата"

Образовательные области: - Речевое; Художественно-эстетическое развитие

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: - долгосрочный (сентябрь – май)

Начало проекта: 1 сентября 2015 г.

Окончание проекта: 31 мая 2016 г.

Автор и руководитель проекта: Панасюк В.С., учитель-логопед.

Актуальность: Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языка. В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.

Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако, ежедневное выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности. Для улучшения результата работы над артикуляцией я решила использовать метод – биоэнергопластики.

«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект; энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи ¬ язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Сам термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергоплатсики. Таким образом, «биоэнергопластика» – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.

Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будет способствовать увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшит эффективность гимнастики. Так же будет способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Одновременное выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Поэтому необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями.

Целью - развивать координацию артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев рук; активизировать память, произвольное внимание, межполушарные взаимосвязи; формировать умение действовать по словесным инструкциям.

Задачи:

1) Исследовать понятие «биоэнергопластика », определить отличия и связи с артикуляционной гимнастикой и кинезиологией;

2) Обобщить рекомендации различных авторов по применению биоэнергоплатсики в коррекции речевых нарушений; обосновать необходимость использования данного метода в коррекционной работе;

3) Создать условия для проведения коррекционных занятий, адаптировать упражнения биоэнергоплатсики к индивидуальным особенностям детей со сложными речевыми нарушениями (сложная дислалия, стертая дизартрия);

4) Привлечь воспитателей и родителей группы к работе по применению данного метода;

5) Проанализировать результативность работы.

Участники: дети подготовительной группы общеразвивающей направленности от6-7 лет с дислалией, ФФН, ФФНР, педагоги группы, родители.

Основные направления реализации проекта – индивидуальные занятия с детьми.

Первоначально дети знакомятся с упражнениями для губ, языка или челюсти по классической методике, перед зеркалом. Рука ребёнка в упражнение не "участвует". При этом учитель-логопед, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки (ведущей руки). Затем подключается вторая рука.

Таким образом, ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движениями обеих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата.

Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо выполнять ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись более эффективно. При этом важным аспектом является ритмичность и чёткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.

Правила биоэнергопластики:

1. Лучше выполнять упражнения 3-¬4 раза в день по 3-¬5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз. 2. Каждое упражнение выполняется по 5-¬7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-¬15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9 х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Риск проекта: (частые пропуски детей без причины, болезни, карантин).

План проекта:

1 этап – диагностический. Провести обследование строения и подвижности органов артикуляции, диагностику звукопроизношения. Он определяет структуру дефекта, его клинические проявления и пути коррекции. Во время диагностики дети показывают ряд неврологических особенностей. Они неуклюжи, нескоординированы, плохо ориентируются в пространстве и в схеме собственного тела. При увеличении динамической нагрузки падает качество движений, распадаются позы. Многим недоступно выполнение артикуляционных проб: ребята ошибаются, быстро утомляются, движения становятся неточными, нарушаются ритм, темп, плавность, появляются синкенезии. Чем сложнее задание для языка и челюсти, тем активнее включаются в движения пальчики, появляются гиперкинезы (насильственные движения) кистей рук. С психологической точки зрения у детей отмечается эмоционально-волевая незрелость, нарушения памяти, внимания, познавательной активности, коммуникативные трудности.

2 этап – подготовительный. Главная задача - изучение литературы и опыта работы по использованию «биоэнергопластики»; установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, стимулирование интереса к занятиям.

3 этап – основной. Проводить индивидуальные занятия биоэнергопластики сначала с использованием ведущей руки ребенка, потом другой руки, использование обеих рук ребенка. Подача упражнений на этом этапе имеет свои особенности: доступность материала; восприятие материала ребенком; наглядность; образность; поэтапное выполнение действий и упражнений; строгая дозировка материала; качество выполнения действий, а не их количество; ритм; запоминание текстовок (согласно индивидуальным возможностям). Учитывая эти особенности, учитель-логопед подбирает материал в зависимости от цели и задач коррекционной работы.

4 этап – итоговый. Оформить ширму-раскладку для родителей с практическим материалом. Создание картотеки упражнений. Провести итоговое исследование артикуляционной моторики, звукопроизношения детей.

Этапы работы:

1. Выявление проблемы: (мониторинг с 01.09.2015 – 15. 09 2015)

2. Подготовительный этап: (с 16. 09.2015 - 30.09. 2015)

3. Этапы работы: (с 01.10. 2015 - 10.05. 2016)

4. Подведение результатов: (с 11.05. 2016 - 26.05.2016)

Ожидаемый результат: Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будут способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, будут способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления.

В результате проделанной работы родители активно включатся в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, будут самостоятельно использовать полученные знания и материалы. Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка. 

Упражнения для развития подвижности артикуляционного аппарата:

I. Упражнения для нижней челюсти. Все упражнения повторяются 4- 6 раз.

«Окошко» -широко раскрыть рот и подержать его открытым несколько секунд. Затем закрыть. Ладонь находится на весу, смотрит на стол. Пальцы прижаты друг другу. В момент открытия рта, большой палец двигается вниз. В момент закрытия рта – исходное положение руки.

Жевательные движения с сомкнутыми губами. Переборы пальцев рук («Волна» из пальцев рук).

Легкое постукивание зубами, зубы разомкнуты. Пальцы правой ладони сомкнуты. Пальцы левой ладони полусогнуты и постукивают по правой ладони (и наоборот).

"Заборчик" - верхняя челюсть "стоит" на нижней; губы в улыбке. Ладонь правой руки лежит ребром на столе, ладонью на себя. Пальцы сомкнуты. Ладонь выдвигается вперёд в момент выдвижения челюсти (и наоборот).

II. Упражнения для губ.

"Улыбка" - "Трубочка". Растягивание разомкнуты губ (зубы сжаты) – вытягивание губ вперёд. Разведение пальцев в стороны (открытая ладонь с растопыренными пальцами)– "улыбка". Сведение пальцев – "трубочка".

Втягивание губ внутрь рта с плотны прижиманием их зубами. Прогибать ладонь одной руки кулаком другой с преодолением сопротивления. Затем положение рук меняется.

Нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем тоже движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы. Кисть руки неподвижна. Ладонь вверх – двигаются только пальцы. Ладонь вниз – двигаются только пальцы.

III. Упражнения для языка (рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна).

"Болтушка" - движения языка взад-вперед. Ладонь с разомкнутыми пальцами. Пальцы колеблются взад – вперед.

"Часики"- движения языком вправо-влево. Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставлен вверх. Имитируется движения маятника часов – кисть руки с выставленным пальцем качается вправо – влево.

"Качели" - движения языком вверх-вниз. Ладонь с сомкнутыми пальцами, тыльной стороной смотрят вниз – "качели" вниз; ладонь поднимается – 'качели" вверх.

«Чистим зубки» -круговые движения языком под губой в одну и другую стороны. Круговые движения указательным пальцем руки, остальные пальцы в кулаке.

"Лошадки" - щелканье языком. Кисть руки на столе. Приподнимание и опускание пальцев.

"Лопатка" - широкий мягкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Все пальцы собраны в кулак. В момент показывания «Лопатки» похлопывать кистью руки по столу.

"Иголочка"- узкий напряженный язык высунут вперед. Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставляется вперед в момент высовывания "иголочки". "Иголочка" убирается - указательный палец убирается в кулак.

"Желобок" - высунуть широкий язык боковые края загнуты вверх, втянуть в себя щеки и воздух. Скрестить указательный и средний палец руки.

"Грибок" - широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края прижаты к коренным зубам, уздечка натянута. Надавливания подушечками пальцев на поверхность стола в момент натягивания уздечки.

"Чашечка" - широкий язык в форме "чашечки" поднят кверху, края языка прижаты к верхней губе. Ладонь руки в форме "чашечки". "Чашечка" смотрит вверх (рот открыт), язык высунуть изо рта в форме "чашечки". "Чашечки" из рук смотрят вниз – рот закрыть.

"Киска сердится" - выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам. Поглаживание с надавливанием четырьмя пальцами одной руки по столу.

"Накажем непослушный язык" - покусывать широкий кончик языка. Произносим ПЯ-ПЯ-ПЯ. Постукивание подушечками пальцев по столу.

 

Методические источники:

1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.

2. Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.

3. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.

4. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1999.

5. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: КОРОНА принт, 2005.

6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.

7. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.

8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

9. Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед.- 2007. N 4.

10. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем.- М.: ЗАО Центрполиграф,2005.

11. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz