Организация игрового процесса
Организация игрового процесса
Пять шагов организации игрового процесса
Первый шаг - демонстрация песочницы
Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите, наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии».
Второй шаг - демонстрация коллекции фигурок
Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки»
Третий шаг - знакомство с правилами игр на песке
Очень часто педагоги задают такие вопросы. «Как научить детей бережному отношению к песку? Как запретить кидать песок в глаза товарищам? Как объяснить, что рушить созданное другими нельзя?» Действительно, игры с песком выдвигают значительное число ограничений, запретов. Чтобы избежать нравоучений, мы рекомендуем познакомить детей с правилами в контексте некоего ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила проживаются и проигрываются
Четвертый шаг - формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия
Этот шаг осуществляет сказочный герой (Песочный Человечек, Фея, черепаха Тортила и др). Он задает тему занятия, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки. Иными словами, весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ, «коронует» и подбадривает каждого из ребят
Пятый шаг - завершение занятия, ритуал выхода
Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности
Моделирование игр – сказок на песке
Этапы игры
|
Средства
|
Стиль поведения взрослого
|
1. Введение в игровую среду
|
Установка на внимательное слушание и активное участие (присказки, потешки, обещание необыкновенных приключений и испытаний)
|
Доверительный стиль общения, внимательное отношение к каждому ребёнку, диалог с каждым, сниженный тон голоса, суггестивный характер высказываний
|
2. Знакомство с игрой и ее героями
|
Прослушивание начала сказки. Истории и строительство в песочнице игрового пространства (сказочной страны, замков, дворцов, морей, рек, леса), что требует по сюжету игры, заселение его различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и пр.)
|
Позиция «отстраненного рассказа», доброжелательного и мягкого помощника, исследователя создаваемого пространства
|
3. Моделирование конфликта, трудностей
|
Детям зачитывается продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир (появляются силы зла, разрушения: драконы, чудовища, ураган и пр.)
|
Создание ситуаций, вкоторой ребенок действует самостоятельно, может переносить и отыгрывать в игре с песком негативные эмоции, при этом взрослый может выступать разрушителем, используя фигурки и куклы
|
4. Выбор помощи
|
Обращение ребенка за помощью: Что будет с жителями страны? Что же делать? Сможешь ли ты помочь? Только ты, с таким добрым сердцем, сможешь помочь жителям этой страны
|
Взрослый – заинтересованное лицо, изучающее ситуацию, ищет выход вместе с ребенком. Взрослый убеждает, подбадривает, вселяет веру в ребенка, указывать на потенциальные возможности ребенка
|
5. Борьба и победа
|
Дети отыгрывают ситуацию борьбы со злом. Здесь – они мудрецы и рыцари, феи и волшебники. Каждый выступает под маской наиболее близкого ему персонажа. Далее происходит восстановление, реконструкция, преобразование песочной страны. Именно сейчас дети выступают творцами: восстанавливают мир в соответствии со своими желаниями и приобретенными знаниями и навыками. Строят так, чтобы в новой стране всем было удобно. Усиливается успешный опыт, детям благодарны все сказочные существа
|
Он поддерживает, подбадривает, высказывает свою заинтересованность, выражает уверенность в том, что у ребенка все получится, искренне восхищается ребенком, благодарит его за выдумку, доброту
|
6. Утверждение победы.
|
Спонтанное продолжение игры, когда происходит празднование победы
|
Взрослый спрашивает об эмоциональном состоянии детей, мыслях и чувствах, которые возникали в процессе игры, понравилось ли им, что они будут делать, если вдруг опять попадут в похожую ситуацию и пр.
|
7. Перспектива дальнейших приключений.
|
Рассказ о последующих играх, приключениях
|
Взрослый пытается заинтриговать ребёнка
|
|