Меню сайта
Выбирай парк
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Консультация для воспитателейЧто такое песочная терапия Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. На самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть таким разным: сухой и лёгкий или тяжёлый и влажный, он с лёгкостью способен принять любую форму. В то же время он такой непостоянный – фигурки из него способны рассыпаться в один миг. Все эти замечательные свойства песка, дающие широкий простор для творчества и фантазии, как оказалось, можно успешно использовать в терапевтических целях. Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребёнка форма взаимодействия и преобразования мира. Что же происходит с ребёнком, когда он играет в песок? Зачастую ребёнок не может словами выразить свои переживания, страхи. И тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая из песка собственный мир, ребёнок освобождается от напряжения. А самое главное – ребёнок приобретает собственный бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Дети, которые активно играли в песке, чаще вырастают уверенными и успешными. Наблюдения психологов показывают также, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что их ребёнок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками, - это может стать поводом для размышления о собственной системе воспитания ребёнка, обращения за помощью к специалистам. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. ۩ Во – первых, существенно усиливается желание ребёнка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. ۩ Во – вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта». ۩ В – третьих, в игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание, а также речь и моторика. ۩ В – четвёртых, совершенствуется развитие предметно – игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка. ۩ В – пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию. Это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми: дети с нарушениями речи, агрессивные дети, тревожные дети и др. Показания к песочной терапии Рекомендуется предлагать песочную терапию в случае, если ребенок:
۩ Неспособен объяснить словами то, что он чувствует или думает.
۩ Ограничен в проявлении своих чувств.
۩ Переживает экзистенциальный или возрастной кризис.
۩ Имеет психологическую травму.
۩ Имеет проблемы в принятии решения.
Противопоказания к использованию песочной терапии
Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:
۩ Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
۩ Эпилепсия или шизофрения.
۩ Ребенок с очень высоким уровнем тревожности.
۩ Ребенок с неврозом навязчивых состояний.
۩ Аллергия на пыль и мелкие частицы.
۩ Легочные заболевания.
۩ Кожные заболевания и порезы на руках.
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние: возбуждённые дети успокаиваются, становятся спокойнее. Наряду с развитием тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики можно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это в свою очередь способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Использование песочной терапии даёт положительные результаты: - Удаётся наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми. - Песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребёнка и позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития ребёнка. - Оказывается положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей. - Вызывает положительные эмоции (радость, удивление). Снижает негативные проявления (страх, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида). - Совершенствует гуманные чувства детей, делает их добрее. Учит их выражать свои эмоции в безобидной форме. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому взрослые могут использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, взрослые в наиболее органичной для ребёнка форме передают ему свои знания и жизненный опыт, знакомят с событиями и законами окружающего мира.
СОВЕТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ Чтобы избежать неразберихи вокруг лотка, нужно предварительнообсудить с детьми порядок работы и установить для них несколькоправил. Тут нет никаких «законодательных норм», но желательно соблюдение ряда общих рекомендаций. В любом случае нужно учитывать количество детей в группе, размер и планировку рабочего помещения, наличие персонала и, естественно, характер игрового поведения детей. В детском саду лоток с песком должен постоянно находиться в специально отведенном для него месте. Итак, некоторые рекомендации: • Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений. • Не помещайте лоток в углу комнаты. К лотку должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный). • Лоток с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом столешница должна быть значительно больше лотка, чтобы на ней можно было свободно разместить вспомогательные материалы и организовать места для занятий с песком. • Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка. • Детям будет удобнее работать, если в их распоряжении имеется стойка, предназначенная для хранения вспомогательных материалов: цветной бумаги, гофрированного картона, голографической пленки, которые можно использовать в качестве фона для фигур, нарисованных на песке. • С детьми полезно устраивать своего рода «мозговые штурмы», во время которых можно обсуждать, например, какие еще материалы подойдут для игр и рисования в лотке. • Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться. • Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем. • Требуйте, чтобы перед началом занятий и после с песком дети мыли руки – таковы гигиенические нормы.
Литература:
1. Беляева И. В. Общаемся с родителями. //Старший воспитатель. – 2010. - №12. – С. 55-56.
2. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2006. – С. 42-45.
3. Семененко Е. В. Песочная терапия. // Дошкольная педагогика. – 2010. - №7 (64). – С. 45 – 48. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||