Меню сайта
Выбирай парк
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
«Игра в жизни ребенка»Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка»
Игра в жизни ребенка «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» А.М.Горький. «Без игры человечество погрузилось бы в растительное существование» С. Финк. Все мы родом из детства, все мы в детстве играли в различные игры. Порой до глубокой старости люди помнят, во что они играли и с кем играли. Случайно ли это? Какова же роль игры в жизни человека? Вот как отвечает на этот вопрос известный педагог В.А.Сухомлинский: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра - это самое серьезное дело. В игре перед детьми раскрывается мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». То, что игра имеет исключительное значение для развития ребенка дошкольника, ни у кого не вызывает сомнения. Не секрет, что с помощью игры мы приучаем ребенка к труду. В.Н.Терский отмечал, что игра – деятельность ребенка, постепенно перерастающая в трудовую деятельность. Игра вводит ребенка в общение с природой, окружающими. «Игра, - говорил А.М.Горький, - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Игра помогает нам удовлетворить детскую любознательность, ответить на их бесконечные «почему?» Почему звезды не падают? Как Большая Медведица попала на небо? Почему обезьяны живут в Африке? Нам, взрослым, бывает очень трудно ответить на детские вопросы. И только в игре дети ненавязчиво получают ответы на все свои «почему?», общаются друг с другом, что способствует развитию коммуникативных навыков, обогащению их речи. Игра способствует физическому и интеллектуальному развитию ребенка с малых лет. Игра побуждает ребенка к движению, общению с другими детьми, развивая речь и мышление. Игры помогают ребенку усваивать навыки социального общения, учат уважать тех, с кем играет, оказывать помощь другому. Именно в игре он осваивает формы предметов и их цвет, постигая необычное в обычном, что формирует у него эстетические вкусы, эмоциональное переживание. Народная мудрость гласит: «Каков ребенок в игре, таким он будет и в жизни». Для современной жизни нужен творческий, активный, деятельный человек, умеющий решать любые жизненные задачи, в любых меняющихся условиях, человек, который может реализовывать свои возможности, невзирая ни на что. Такого человека надо воспитывать. И главным средством воспитания является игра. Тема о развитии игровой деятельности дошкольника не просто актуальна, на сегодня в ней существует много проблем, и прежде всего, в организации и руководстве игровой деятельностью. Об этом пишет кандидат психологических наук Кравцова Е.Е. в книге «Разбуди в ребенке волшебника»: «С игрой у нас сложилась прямо-таки парадоксальная ситуация. Большинство психологов и педагогов считают игру в дошкольном возрасте основой психического развития ребенка, при этом игра – одна из наиболее непонятных деятельностей. И воспитатели, и родители призывают обыгрывать все и вся, однако игра все более беднеет и скудеет. С одной стороны, написано большое число книг, пособий, методик по игре, с другой стороны, даже о таком, на первый взгляд, простом вопросе, как критерий игры, не существует единого мнения». Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит ребенка общаться с окружающими, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу. Являясь соединительным звеном между конкретным опытом и наглядным мышлением, игровая деятельность связана с условностями, выступая средством познания реальности. В процессе игры создаются и развертываются условные формы взаимосвязи между детьми и моделируемыми реалиями действительности. Объекты, явления и процессы окружающего мира имитируются в игре, заменяясь условной наглядной моделью. Для дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность – прекрасное средство, способствующее всестороннему развитию личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, нечеткое восприятие звукового образа слова, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменение темпа речи, ее плавности – все это в разной степени влияет на игровую деятельность детей с речевыми расстройствами, определяет особенности поведения в игре. Формирование полноценного звукопроизношения и правильной речи при помощи игровых ситуаций – в настоящее время актуальная проблема. Проведение на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности. Конечно, игра, проводимая на занятиях, не является игрой в строгом смысле этого слова, так как в отличие от классического определения игры преследует учебные цели. Это скорее учебно-игровая ситуация, по выражению А.М.Новикова, «симбиоз игровой и учебной деятельности». У дошкольников не развито абстрактно-логическое мышление: оно носит наглядно-образный, а в отдельных случаях (при сочетанных дефектах, отставании в развитии, ЗПР) и наглядно-действенный характер. Специально организованные игры способствуют возрастанию у детей интереса к занятиям, повышению внимания, речевой активности. Наглядно-игровые средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С наглядными средствами их объединяет сходство с образно или схематично опосредованными иллюстрациями. Разница состоит в том, что в наглядно-игровых средствах такие иллюстрации несут не основную, а дополнительную функцию. С их помощью создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность. Приложение. Универсальная коробочка. Цели: -развивать фонематическое восприятие; -автоматизировать звуки; -дифференцировать звуки; -расширять словарный запас. Оборудование: коробочка, разделенная перегородкой пополам, над каждой половинкой кармашек для картинки; набор предметных картинок по разным темам: фрукты, овощи, ягоды, цветы и т.д. Краткое описание. У ребенка перемешанные картинки, например, овощей и фруктов. Его задача – назвать картинку, определить заданный звук в слове (например «р») и правильно положить картинку либо к фруктам, либо к овощам. Аналогичная работа проводится на другие звуки и лексические темы.
В мире животных. Цели: -автоматизировать звуки; -закрепить знания детей по теме «Хищные и травоядные животные». Оборудование: предметные картинки. Краткое описание. 1.Перед ребенком картинки с изображением травы и мяса, а также набор картинок с изображением животных, в названии которых есть автоматизируемый звук. По заданию ребенок называет все картинки и определяет, какой звук встречается в названиях всех животных. Затем берет картинку, называет ее, определяет, какое это животное – хищное или травоядное, и кладет ее на нужное место: если это хищник - к мясу, если травоядное – к траве. 2.Игра на дифференциацию звуков и закрепление темы « Дикие и домашние животные». Перед началом игры повторить пространственные ориентировки: лево – право. Перед ребенком картинки с изображением леса и сарая, а также набор картинок с изображением животных с дифференцируемыми звуками, например «р» и «л». Ребенок берет картинку, называет ее, определяет, какой звук слышится в слове – «р» или «л», какое животное – дикое или домашнее. Картинки со звуком «р» ребенок кладет справа, со звуком «л» - слева. Соответственно, если животное дикое – картинки располагаются около леса, если домашнее - около сарая. Веселые клетки. Цели: -развивать пространственное восприятие; -навык звукового анализа; -автоматизировать звуки. Оборудование: игровое поле, разделенное на 24 квадрата, в квадратах в произвольном порядке наклеены картинки на какой-либо автоматизируемый звук; игрушки из киндер-сюрприза. Краткое описание. Перед началом игры уточняются артикуляция звука и пространственные отношения лево-право, верх-низ. Ребенок ставит игрушку на игровое поле. Далее по инструкции передвигает ее в заданном направлении. Например: «Передвинь машинку на три клетки влево, на одну клетку вниз, на четыре клетки вправо». На каждой картинке ребенок определяет положение звука в слове и количество слогов.
Звуковые дорожки. Цели: -развивать фонематическое восприятие; -автоматизировать звуки; -дифференцировать звуки. Оборудование: дорожки из картинок на заданный звук, разноцветные фишки. Краткое описание. 1.Ребенок проходит пальчиками по дорожке и произносит название всех картинок. Затем по заданию произносит каждое слово на дорожке и закрывает фишками только те картинки, на которых «живет» заданный звук (например, звук «ш»). Затем ребенок открывает фишки и еще раз произносит слова, определяя местоположение заданного звука. При работе над дифференциацией ребенок также проходит пальчиками по дорожке и называет все картинки. Затем по заданию закрывает фишками желтого цвета, например, картинки со звуком «ш», а красными фишками – со звуком «с». Затем ребенку предлагаем проверить, правильно ли он закрыл картинки, не допустил ли ошибки и убрать сначала все фишки желтого, а затем все красного цвета. В заданных словах ребенок определяет положение автоматизируемого звука и количество слогов в слове.
Литература. Ипаткина И.В. «Логопедические игры с детьми старшего дошкольного возраста», ж. «Воспитатель» №1, 2011г. Уварова Т.Б. «Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками», М.,2009г. «Мы» - газета Владивостокского педагогического колледжа №2, №17 (март) 2000г. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||